Главная Новости Методика психологической подготовки спортсмена

В связи с подготовкой сборной России по боксу к Олимпийским играм в Лондоне, специалистами Академии Развития Способностей "Гармония" разработали и внедрили методические материалы по психологической подготовке спортсмена, а также проект по системному управлению сборными командами России по боксу. Вы  можете посмотреть методические материалы, кликнув на текст: "Читать полностью".

спортсмены   тренеры

Методические материалы:

ПАМЯТКА
ДЛЯ СПОРТСМЕНА
сборной команды России по боксу


1. КТО ЯВЛЯЕТСЯ СПОРТСМЕНОМ
СПОРТСМЕН – это тот, кто тренируется под руководством более сведущего и опытного спортсмена – ТРЕНЕРА. Когда спортсмен тренируется, он знает, что его цель – понять поставленную перед ним задачу и выполнять упражнения так, чтобы смочь эффективно применять их для достижения победы в соревнованиях. Спортсмен связывает то, что тренирует, с тем, что будет делать в будущем на соревнованиях.
Спортсмен – это тот, кто хочет побеждать и идет к этой цели кратчайшим для себя путем, используя помощь тренера и других специалистов.

2. НАМЕРЕНИЕ СПОРТСМЕНА
Есть спортсмены, которые тренируются с целью получить: славу, статус, деньги, показ по телевизору, любовь женщин и т.п. При таком подходе такой спортсмен так и не обретет способности быть чемпионом и лидером на соревнованиях.
Существует одна настоящая причина тренировки: тренировка с целью выработки практических знаний и навыков, которые будут использоваться в достижении высоких спортивных результатов на соревнованиях.

3. ОБЯЗАННОСТЬ СПОРТСМЕНА
Победа – это следствие последовательно выполненных действий. Следовательно, очень важно при достижении цели правильно спланировать и выполнить каждый пункт плана тренировочно-соревновательного процесса.
Спортсмен – это должность, и, поэтому, у него есть должностная обязанность и план деятельности, в котором четко и ясно описано: что, когда, сколько и как необходимо делать то или иное действие в тренировочно-соревновательной деятельности. Составление плана всегда начинается с ожидаемого результата – конечного продукта деятельности (КПД) и заканчивается статистикой, по которой судят об эффективности выполненной работы.
Если в деятельности спортсмена отсутствует планирование и контроль по статистике, такой спортсмен вряд ли когда-либо достигнет своей цели. Только наличие четкого плана деятельности и контроль по статистике дает гарантию достижения цели – победы на соревнованиях.

Это должен знать каждый спортсмен:

1. ЦЕЛЬ СПОРТСМЕНА: Достижение максимально высоких спортивных результатов на международных соревнованиях.
2. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ СПОРТСМЕНА: Выполнение модельных характеристик и занятие призовых мест на международных соревнованиях.
3. НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ: Намерение быть мировым лидером; тело, способное выдерживать высокие нагрузки; устойчивая психика; спортинвентарь; спортзал; тренер; специалисты (медик, психолог, массажист, и т.п.), финансы.
4. ЛИЧНЫЕ СВОЙСТВА СПОРТСМЕНА: Наличие способностей и внутренних ресурсов для достижения высоких спортивных результатов (более развернутый список способностей у психолога).
5. КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНА: Выполненные Модельные характеристики и занятые призовые места на международных соревнованиях.
6. СТАТИСТИКА СПОРТСМЕНА: Совпадающие графики Модельных характеристик и реальных результатов, а также количество призовых мест на международных соревнованиях.

Скачать весь текст "Памятка для спортсмена"

 

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ПСИХОЛОГИ?


В спорте тренер, безусловно, самый главный наставник, причем для юного спортсмена-боксера он является еще и ориентиром в становлении личности. Так уж сложилось, что у нас в стране тренеру кроме прямых профессиональных обязанностей приходится выполнять функции селекционера, менеджера, администратора, воспитателя и естественно, психолога. Этому всему тоже обучают в университетах физической культуры, и с многими обычными психологическими задачами выпускник РГУФКа может справиться. Но, как сказал Козьма Прутков, нельзя объять необъятное, и серьезные психологические проблемы должен решать специалист-психолог. Это напоминает ситуацию с домашней аптекой - пока недомогание легкое, мы справляемся сами, а при осложнении болезни обращаемся к врачу.

В случае с психологией спорта существуют дополнительные "подводные камни". Это, во-первых, незаметность проблемы для неопытного глаза до возникновения кризиса, когда спортсмен вдруг становится неуправляемым, не слушает никого, замкнувшись на собственных переживаниях. Во-вторых, базовые знания по психологии, которые получены в Университете Физической Культуры и Спорта или из популярной литературы, нередко создают иллюзию у тренера о способности разрешить любую психологическую проблему, а неграмотное применение психотехник может привести к негативным последствиям.

Психика спортсмена, на ответственных этапах подготовки и выступлений на соревнованиях обладает повышенной чувствительностью, так как спортсмен практически постоянно находится в экстремальных условиях и предстрессовом состоянии. У тренера же есть свои задачи, решение которых часто требует авторитарного давления на спортсмена и строгой дисциплины, а конкурентность спортивной жизни вынуждает спортсмена проявлять злость, агрессивность и другие социально негативные качества. В этой ситуации спортивный психолог является своеобразным буфером, отдушиной, помогая спортсмену удержаться на тонкой грани пика подготовленности. Особенно это важно учесть в детском и юношеском возрасте спортсмена, на этапе формирования личности.
Но, как показывает практика, сегодня нашему тренеру нередко требуется получить много "шишек", при этом порой искалечив психику, здоровье и судьбу своих учеников, чтобы осознать вышесказанное и воспользоваться в своей работе помощью психолога-профессионала.

Скачать весь текст "Для чего нужны психологи"

 

Что такое "Спортсмен"?

Тренер и спортсмен хотят увеличить результативность, но часто не осознают, что на эффективное выполнение тактико-технических действий спортсмена влияют его неосознаваемые психологические механизмы и установки, которые могут понизить эффективность тактико-технических действий до 25%.

В.А.Таймазов, доктор педагогических наук, ректор Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры имени П.Ф.Лесгафта, а также Я.В.Голуб, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник лаборатории физиологии двигательной активности Санкт-Петербургского научно-исследовательского института социально-экономических проблем и спортивно-оздоровительных технологий, в своих исследованиях доказали, что максимальная мышечная сила и умственная деятельность спортсмена существенно зависят от уровня эмоционального состояния, мотивационного настроя и на-бора позитивных установок. Обусловленные только этими факторами, результаты мы-шечной силы и умственной деятельности могут увеличиваться или понижаться до 25%.

РАСКРЫТИЕ СКРЫТЫХ РЕСУРСОВ СПОРТСМЕНА (патент РФ №2373965)

Для того, чтобы диагностировать и раскрывать скрытый ресурс спортсмена, необходимо в первую очередь обозначить объект исследования – спортсмена. Что же такое спортсмен, и из каких основных компонентов он состоит? Об этом и пойдет речь в этом материале.

1. У спортсмена есть ТЕЛО.
Тело спортсмена, несомненно, отличается от тела обычного человека. И это различие легко проверить, используя известные медицинские и физиологические методы диагностики. Также важно понимать, что совершенные телом спортсмена во время тренировок действия записываются в головном мозге в виде устойчивых нейронных связей (доминант) - см. рисунок.

Скачать весь текст "Что такое Спортсмен?"

 

ПРОЕКТ
Организации управления сборными командами России
по боксу

Вы можете ознакомиться с видео, в котором изложены основные пункты проекта. 

           

Другие методические разработки по психологической подготовке спортсмена (DVD-диски с видео семинаров и др.) вы можете получить связавшись с автором

- Балыкин Александр Иванович - тел.:+7-916-801-17-32, e-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Чтобы следить за обновлениями, подпишись на НОВОСТИ и на ВИДЕО

---------------------------------------------------------------------------